Jump to content

Квартиры вчера и сегодня.


fatalist
 Share

Recommended Posts

Цитата

Сравним квартирки?

В 90-е годы население считало «хрущёвки» символом позора, загубившим жизнь целых поколений. И многие до сих пор так думают. Тем более интересно сравнить массовую застройку 60-х с современной.

Попытки обойти нормы приводят к тому, что застройщики искусственно меняют количество комнат в декларациях.

image.png.ff3827516f1ff2b85f55780e41476399.png

На рисунке представлен такой образец. Он подан (и учтен в таблице) как двухкомнатная квартира. Поставив перегородку в обозначенном месте, вы действительно получите двушку, но кухня в ней будет проходной и темной. Поскольку нормы это не допускают, перегородки нет. Площадь этой квартиры 43 кв м.

 

 image.thumb.png.1f4ff98d80a89ddd6c749d9de2286278.png  Если сравнить с планировкой «хрущевки», то видно, что там была проходная гостиная, а не кухня, но кухня была светлой. Современная квартира на 6 м2 больше. При этом жилые комнаты в ней меньше, а кухня побольше. Санузел в обоих случаях совмещенный. Акцент на большой кухне и превращение её в центр коммуникаций соответствует современной тенденции, при которой в квартирах не устраивают больших приемов, и поэтому расширенная кухня становится местом празднований для небольшой компании, а бывшая гостиная превращается в главную спальню. Также борьба за широкий корпус дома привела к темной кухне. Темная кухня плоха не только отсутствием света, но и необходимостью делать мощную принудительную вентиляцию. На представленной планировке не случайно нет перегородки. Это позволяет застройщику оставить обычные вентиляционные каналы. Клиент, выгородив кухню, сможет оценить сообразительность застройщика и силу физических законов. Впрочем, надо думать, очень незначительная часть покупателей будет выгораживать кухню. Основная задача такого способа представления квартиры – увеличить количество комнат для улучшения статистики.

В целом мы видим, что площади современных квартир немного увеличились, но при этом появился новый тип «квартира-комната». Жалкая каморка, получившая от рекламщиков благородное имя «студия». Наша статистика не видит этот тип, причисляя «квартиры-комнаты» к однокомнатным квартирам. Хотя между ними гигантская качественная разница. Этот тип, будучи широко распространен, ставит крест на всех попытках решить демографические проблемы. В однокомнатной квартире может прекрасно жить один человек, с трудом – супружеская пара, и на пределе возможностей – пара с маленьким ребенком. В квартире-комнате с трудом живет один человек, на пределе – молодая влюбленная пара, и нет никаких шансов пройти это испытание с ребенком. Любопытно, что многие квартиры-комнаты по площади доходят до полноценных однокомнатных квартир. Зачем же их делают? Почему бы не построить на их месте полноценные «однушки»? Здесь говорит своё веское слово экономика. Застройщик любит дома «потолще», а для этого нужны квартиры с минимальной протяженностью по фасаду. Поэтому счастливые обладатели больших студий могут также выделить себе темную кухню со сквозным проходом.

Совмещенные санузлы — это интересный образчик глубины воздействия рекламы на потребителя. В советской прессе их высмеивали, рисовали карикатуры и публиковали душевные истории про умельцев, которые все-таки смогли их разделить вопреки всему. Но в начале 90-х годов «совмещенки» стали рекламировать как «цивилизованный» вариант, широко распространенный «на Западе». Реклама объясняла, что лучше один большой санузел, куда можно «поставить всё», чем два ничтожных стандарта[iii]. Как и следовало ожидать, кончилось это появлением санузлов, куда даже сидячую ванную вставить нельзя. Но удивительным образом никто уже не ропщет. Фокус сместился.

Отметим еще эволюцию балконов. Они стали исчезать. При всей возне с понижающими ценовыми коэффициентами и аварийным пожарным выходом надо признать, что балкон потерял своё изначальное назначение как ближайшее к кровати место со свежим воздухом. В «хрущевке» потенциал балкона раскрывался слабо. Во-первых, из-за недостатка общей площади балкон превращали в склад барахла. Во-вторых, узкая ширина балкона не позволяла поставить на нём стол, и, значит, не было возможности проводить время с комфортом. Но возможность посидеть/покурить/поболтать была, и ей пользовались. Вид на тихий зеленый двор делал своё дело. На 20-м этаже современного жилого дома, с высотными ветрами и шумом автомагистрали, балкон перестаёт быть интересен и отмирает.

Тем, кто считает, что «хрущевки» были запроектированы людоедами, напомню, что параметры этих квартир были заимствованы из работ ведущих архитекторов Западной Европы, таких как Гропиус и Корбюзье. Причем, наши архитекторы внесли в них поправки гуманистической направленности. Чтобы было понятно, Корбюзье предлагал активно строить небоскребы и делать комнаты высотой 2,2 метра (он провел «исторические изыскания», и обнаружил, что именно такой была высота в обычных жилищах в средние века). В учебнике[iv] по проектированию многоэтажных жилых домов в США указана достаточная высота для безригельного каркаса - 2.56 м (от пола до пола, что в чистоте даст высоту помещений менее 2,4 м.).

Итого. Современные квартиры имеют площади  чуть больше  «хрущевок» и в планировках отражают изменения в образе жизни за прошедшие 60 лет.  Некоторый прогресс есть. При этом активно развился новый тип квартиры состоящей из одной комнаты, которому нет соответствия во всей истории послевоенного домостроения.  Сам по себе он имеет право на существование, как улучшенное общежитие для студентов и сезонных мигрантов.  Но, учитывая его широчайшее распространение,  мы понимаем, что породили головную  боль, с которой придется жить десятилетиями.  

 

  • Like 1

Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения. :da

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
Цитата

Как рождается современная многоэтажка

image.png.d3a677482de14a1197e9a8bdd8ddc8c2.png

В опубликованных ранее материалах мы увидели, что средняя площадь квартир массовой застройки не выросла с 60-х годов и упала по сравнению с 80-ми, то есть после распада СССР квартиры стали мельчать.

Многим кажется, что такого быть не может. Площади «двушек» и «трешек» остались на уровне 80-х, появились квартиры «бизнес-класса» и «элитка».  Визуально никакого измельчания не происходит, а средняя площадь на человека уж тем более выросла (строят много, а население не увеличивается).  Однако этот тот случай, когда свои ощущения стоит проверить. Сохранение площадей на уровне 80-х годов сопровождалось широчайшим внедрением квартир-комнат («студий») исключительно маленькой площади. Они и обеспечили падение средней площади квартиры до уровня 60-х гг. и даже ниже. Казалось бы, в этом нет логики. Если стремиться к минимизации, то все квартиры массового сегмента должны стать как можно меньше, а если благосостояние улучшается и население просит квартиры побольше, то зачем строить малогабаритки из одной комнаты?

Эта странность имеет одно простое объяснение. Застройщик стремится снять максимум построенных метров с земли, при этом уменьшить удельные затраты. Первым и очевидным способом является повышение этажности, но на этом общеизвестном факте мы останавливаться не будем. Менее известно, что обе задачи решаются также за счет увеличения ширины корпуса.

Судите сами. «Хрущевка» серии 1-464 имела ширину корпуса 11,5 м в то время как сейчас её доводят до 15-17 м. Если взять для ориентировочного расчета 16 м, то прибавка составит  39%  площади на каждом метре длины дома. Есть за что побороться!

Но чтобы сделать широкий корпус, нужны глубокие квартиры. Именно квартиры-комнаты имеют максимальную глубину, до 9 метров. Если удастся согласовать корпус из одних студий, то он будет иметь ширину в 20 метров. Это почти удвоение площади этажа при той же длине дома по сравнению с 1-464.

Эти метры «отбивают» затраты на покупку земли, принося громадный доход, сравнимый с выгодой от увеличения этажности. Но что особенно замечательно, себестоимость этих метров снижается. Во-первых, при «толстом» корпусе уменьшается площадь наружных стен, одного из самых дорогих элементов конструкции; во-вторых за счет темных кухонь сокращается площадь остекления. Окно очень дорогой элемент, помимо самого изделия нужен отлив, подоконник, отделка откосов и дополнительное отопление.

Также дорого стоят лифты и лестницы. Поэтому проектировщиков просят запихнуть в каждую секцию максимально возможное число квартир. Отсюда длинные коридоры. Вроде бы потерянная площадь, но в общем счете получается экономичнее, чем установка дополнительных лифтов.

Еще несколько тысяч рублей с каждой квартиры можно получить, если устанавливать там минимум перегородок.  Например, делая совмещенные санузлы. Помню одну знакомую, которая получила такую квартиру. В ней только санузел и был отгорожен. Оказалось всё законно. Покупала она по эскизу, а в рабочий проект добрые люди внесли изменения. Нарисовали пунктир на месте перегородки. Были случаи, когда заказчик выставлял перегородки для предъявления комиссии, а затем разбирал и перевозил на другой объект.

Изложенные здесь данные дают упрощенную, но правильную картину причин возникновения современного типа дома: многоэтажного «муравейника».

После того как застройщик осознал все свои плюсы от такой архитектуры (на это ушло несколько лет, строительство процесс очень консервативный), он начал делать рекламный образ, чтобы представить свою выгоду как подарок уважаемым клиентам. Так мы услышали, что «студии» это новый современный формат молодежного жилья, совмещенные санузлы обожает весь цивилизованный мир, а объединять кухню с гостиной очень удобное решение. Квартиры, в которых не хватает одного окна, получили приставку «евро-» и, надо сказать, это сработало. По отзывам видно, что у покупателей хорошее настроение и повышенная самооценка! Они ведь уверены, что рынок наконец-то откликнулся на их запросы. Великая вещь, социальная психология.

Каковы же последствия новой квартирографии для демографии? Резко отрицательные. Мы получаем районы, забитые квартирами-комнатами, в которых и одному человеку жить некомфортно. Молодежь – целевой клиент для этих каморок. Понятно, что этот фактор будет ограничивать рождаемость. Средняя площадь на персону действительно выросла, но основная доля этого прироста уходит на расселение поодиночке. В «двушке» площадью 42 м2 может жить семейная пара и на каждого будет по 21 м2. Они могут спокойно завести ребенка и тогда будет по 14 м2 на человека. А если те же люди живут по отдельности в студиях по 25 м2, то у них обеспеченность площадью изначально выше и всегда такой и останется, так как ребенка уже принести некуда. 

Так и получается, что можно, улучшая жилищные условия, одновременно закладывать прочные основы для развития демографического кризиса.

 

Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения. :da

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...