Jump to content

Recommended Posts

О приватизации

С 1991 года у граждан России есть возможность приватизировать квартиры, выданные им государством. Вот уже более четверти века так называемая «приватизация» является одним из главных инструментов получения россиянами жилья в собственность. Порядок и основные принципы приватизации регулируются Федеральным законом от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации).

В соответствии с Законом о приватизации приватизацией называется бесплатная и добровольная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Законодатель ставил своей целью обеспечить справедливую процедуру наделения своих граждан собственностью, поэтому положения закона направлены на максимальный учет законных требований заинтересованных лиц, ведь совместное жилище может представлять собой точку соприкосновения различных интересов широких социальных и возрастных групп.

Для приватизации жилого помещения необходимо согласие всех совместно проживающих членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилье, как правило, передается им в общую собственность. Таким образом, все проживающие в приватизированной квартире граждане, сохраняют право пользоваться ей уже после возникновения нового права собственности на недвижимость. 

Следует отметить, что если в помещении проживают бывшие члены семьи нанимателя, то они также становятся собственниками жилья после его приватизации. Не участвуют в ней граждане, временно зарегистрированные в этом помещении.

Бесплатно приватизировать квартиру можно только 1 (один) раз. Исключение делается для несовершеннолетних, которые самостоятельно смогут приватизировать квартиру только по достижении 18-летнего возраста. Кроме того, повторно воспользоваться такой возможностью могут граждане, интересы которых были нарушены во время предыдущей приватизации.

Даже если гражданин отказался от приватизации, оформив соответствующее заявление, он, при наличии в будущем таких оснований, сохраняет возможность бесплатно приватизировать другое жилье.

Процедура возвращения жилья государству не предусмотрена законодательством, однако такие случаи встречаются в правоприменительной практике. Различают деприватизацию и расприватизацию. В первом случае речь идет о добровольном возвращении жилья государству, как правило, по личным, в основном экономическим мотивам. Во втором случае возвращение собственности происходит по решению суда. Обычно это связано с нарушениями процедуры приватизации или законных прав заинтересованных лиц.

Окончательные сроки завершения процесса приватизации на сегодняшний день не установлены. Последний раз они были продлены на неопределенный период на основании Федерального закона от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день лишь 35% (тридцать пять процентов) государственного жилищного фонда приватизированы гражданами.

Порядок приватизации

Процесс приватизации имеет ряд особенностей, которые связаны с необходимостью получения детальной и выверенной информации по самому объекту недвижимости, и уточнения намерений, а также соблюдения законных интересов всех проживающих в квартире граждан.

Прежде чем начинать приватизировать жилье, следует в принципе уточнить такую возможность. В соответствии с законодательством Российской Федерации нельзя приватизировать аварийное жилье, комнаты в общежитиях, жилые помещения заповедного и природоохранного значения, жилье в военных поселениях, а также служебные жилые помещения.

Сначала потребуется получить согласие на участие в приватизации или отказ от нее от всех прописанных в жилом помещении граждан. Нотариально оформленное заявление об отказе поможет в дальнейшем исключить все дискуссии по поводу наличия доли в новой собственности. Даже в случае отсутствия одного из нанимателей приватизируемой квартиры по какой-либо причине, его согласие все равно потребуется. Не потребуется оно от граждан, которые уже воспользовались своим правом на приватизацию.

В ходе приватизации особенно учитываются интересы детей. Несовершеннолетние дети, указанные в договоре социального найма, но выписанные из квартиры, являются полноценными участниками этого процесса. Детей до 14 лет представляют их родители, несовершеннолетние старше этого возраста подписывают документы на основании формального согласия родителей. 

Согласие заинтересованных лиц на приватизацию фиксируется в специальном заявлении, рассмотрение которого жилищном отделом органа местного самоуправления приводит к подписанию ими же договора приватизации. На основании этого документа региональные управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) регистрируют право собственности.

Документы для приватизации

Подать документы на приватизацию можно в жилищных отделах органов местного самоуправления или Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (далее – МФЦ). Профильным ведомствам необходимо представить достаточно широкий список документов.

Помимо паспортов, свидетельств о рождении, о заключении или расторжении брака и даже свидетельств о смерти умерших ранее родственников необходимо представить документ, подтверждающий право пользования квартирой. Им является договор социального найма, который в свою очередь можно получить в муниципальных органах на основании ордера на квартиру. Кроме того, в управляющей компании следует запросить выписку из лицевого счета, подтверждающую отсутствие задолженности по жилищно-коммунальным платежам.

В отношении приватизации потребуются письменные и нотариально заверенные согласие, доверенность или отказ лиц, проживающих в квартире. Отказ может быть оформлен в пользу любого из членов семьи. Если в квартире прописаны несовершеннолетние, то необходимо разрешение на приватизацию органов опеки и попечительства, которое следует получать обоим родителям, даже если они в разводе.

Отдельные хлопоты будут связаны с получением выписки из домовой книги, которую выдает отделение УФМС, так же за ней можно обратиться в МФЦ. В случаях, если участники приватизации прописались в квартире после 01.07.1991 года или им меньше 18 лет, потребуются выписки из домовой книги с последнего и предыдущего места жительства. 

Необходимо будет подтвердить тот факт, что приватизация осуществляется впервые. Это делается на основании справки, которая в зависимости от даты регистрации в квартире до или после 2000 года выдается либо Бюро технической инвентаризации (далее – БТИ), либо региональными органами Росреестра соответственно. 

В БТИ придется обратиться также за техническим паспортом квартиры. Он подтвердит удовлетворительное (неаварийное) состояние квартиры, зафиксирует наличие перепланировок и пристроек.

Для приватизации понадобится выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), подтверждающая, что квартира ранее не была приватизирована. Кроме того, на каждого участника процедуры из ЕГРН также следует иметь выписку формы № 3 о наличии недвижимости.

Перечисленные выше документы подаются вместе с заявлением на проведение приватизации. Само заявление составляется в жилищный отдел органа местного самоуправления или в МФЦ по установленному образцу на бланке органа власти, осуществляющего приватизацию. Заявление подписывают все участники приватизации, еще раз подтверждая тем самым свое согласие.

Фактическая стоимость приватизации складывается из размеров госпошлин, подлежащих уплате при подготовке и оформлении требуемых документов. Ее размер зависит от региона и находится в пределах 10 000 (десяти тысяч рублей) в случае самостоятельного оформления всех бумаг во всех инстанциях. Продолжительность процедуры определяется скоростью сбора и предоставления необходимых документов и может составить от 21 (двадцати одного) дня до нескольких месяцев. Заявление на приватизацию можно представить и без посещения государственных органов - через портал «Госуслуги».

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By Полина Финкейс
      FinСase создает уникальные IT-решения в сфере недвижимости, позволяющие оптимизировать и автоматизировать весь цикл работы с имуществом.  FinCase появился на рынке PropTech около 5 лет назад c «Cистемой скорингового анализа стоимости» (САС), которая использует машинное обучение и искусственный интеллект для оценки недвижимости. В ее основе традиционные методы оценочных компаний, к которым мы добавили современные технологии. В результате мы получили алгоритм оценки, более точный и эффективный в сравнении с аналогами. Сейчас годовой оборот компании – около $1 млн. 
      Опыт экспертов компании в сфере оценки недвижимости составляет 18 лет, а суммарная площадь оцененных объектов равна площади среднего европейского государства.  За годы работы приобретена экспертиза в автоматизации оценки в госсекторе, банках, девелоперских компаниях  и брокерских агентствах. Мы умеем оценивать недвижимость.
      Несмотря на нестабильность, сейчас на рынке складываются уникальные условия для покупки жилой недвижимости.  К сожалению, в среднесрочной перспективе еще большее обесценивание рубля неизбежно, как и высокая инфляция. В России в ближайшие пять лет независимо от региона недвижимость будет, пожалуй, единственным надежным инструментом защиты капитала от девальвации рубля, валютных колебаний, инфляции и экономического кризиса в целом. Грамотно выбранный  объект инвестирования поможет сохранить сбережения, приносить прибыль и станет источником постоянного дохода. 
      Преимущества инвестиций в недвижимость:
      -Получение долгосрочной прибыли при сдаче объекта в аренду.
      -Доступность вложений, относительная простота оформления сделок.
      -Ликвидность недвижимости, обеспечивающая сохранение и приумножение вложенных средств.
      -Большой выбор подходящих вариантов инвестирования.
      -Недвижимость пользуется стабильным спросом и цена на квадратные метры постоянно растет. Это делает ее наиболее привлекательной для инвестирования. По оценкам экспертов, вложения в этот сектор экономики менее рискованные в сравнении с торговлей на биржах, инвестированием в стартапы, открытием бизнеса.

       
      Чтобы стать успешным инвестором на рынке недвижимости, не обязательно становиться домоуправителем и следить за каждым квадратным метром своих помещений. В первую очередь, успешный инвестор занимается мониторингом и анализом всех процессов, связанных с рынком. Он должен внимательно и тщательно подходить к каждому предложению, сделке и партнерам. Для этого существует много платных и бесплатных он-лайн сервисов. 
      ФОНД
      Для глубокой аналитики рынка существует большое количество сервисов, но до недавнего времени не было инструмента, позволяющего не только рассчитывать рыночную стоимость объектов, но и показывать их ликвидность, находить те объекты, которые оказались недооцененными. Мы создали именно такой инструмент -"Фонд". Программа на основе алгоритмов искусственного интеллекта и нейронной сети выдает подробный отчет с динамикой цен в абсолютных числах и процентах. За вас проводит скрининг и определяет потенциал стоимости объекта на текущую дату и в перспективе, а значит, вы сможете выбрать действительно лучший вариант для вложения. Потенциал стоимости помещения рассчитывается в разрезе заданного временного периода (от полугода до 5 лет), учитывает развитие инфраструктуры вокруг и показывает наиболее эффективное использование помещения (НЭИ). “Фонд” создан для инвесторов, которые при принятии решения хотят опираться не на мнение, а на точные данные. «Фонд» применим для всех сфер бизнеса, которые связаны с оборотом недвижимости (банки, инвестиционные холдинги, агентства недвижимости и др). 
      ИнвестПортфель
      В ближайшее время запускаем новый продукт, который будет прогнозировать стоимость квартир в конкретном ЖК в перспективе. Сервис будет полезен тем, кто  рассматривает недвижимость с точки зрения инвестирования и ищет наиболее прибыльные объекты. Находящиеся в системе жилые комплексы можно будет сохранить и наблюдать за изменением цен в личном кабинете, изучая объекты в динамике. 
      Команда Fincase создала незаменимые продукты, который обеспечивают пользователя максимально достоверной информацией о ситуации на рынке недвижимости и инвестиционной привлекательности объектов. Благодаря владению аналитикой, инвестор сможет получать желаемых доход, приумножать свой капитал и получать удовольствие от работы.
       
      Мы хотим постоянно улучшать свои продукты, понимая потребность и значимость для рынка тех решений, которые разрабатываем. Если вы зарабатывайте на недвижимости и знаете чего вам не хватает для более быстрой и качественной работы - напишите нам в комментарии или личным сообщением в профиль. Мы отметим лучшие ответы и предоставим специальные условия пользования сервисом. 

       

    • By Виктория хх
      Особенности и нормативные процедуры при переходе права собственности на земельные участки, дома, квартиры, офисы, производственные помещения извстны далеко не всем. А зря, ибо не зря говорят, что знания сила, осведомлен значит вооружен. С какими острыми моментами при совершении такого рода сделок сталкивались вы, и как их разруливали?  
    • By Евгениявин
      Рынок недвижимости в Соединённых Штатах — это сфера деятельности профессионалов. Совершить покупку жилья или коммерческой недвижимости в Америке без помощи риелтора невозможно. Даже если вы владеете английским в совершенстве, вы всё равно не сможете выбрать для себя вариант с учётом всех выгодных условий. Для этого нужно познакомиться с массой информационного материала, который не пересмотреть и за месяцы. Обратившись в риелторскую контору, вы получите все необходимые сведения по интересующим вас объектам, сможете сравнить цены в разных штатах и подобрать себе подходящий вариант по материальным возможностям. Вот только как найти риелтора в США? Мой первый пост будет об этом.
      Что нужно знать о выбранном агентстве?

      Останавливая свой выбор на одном из множества агентств по недвижимости, вы должны убедиться в том, что эта контора имеет членство в такой уважаемой организации как Национальная ассоциация риелторов США. В ассоциацию может входить как системная структура по недвижимости, так и частные агенты, работающие на этом рынке. Если ваш риелтор состоит в её рядах, то он заслуживает доверия как профессионал.
      Основным документом, на основании которого работает ваш агент является лицензия, о её наличии необходимо справиться при выборе риэлтора. Обычно в интернете есть эти сведения, но при первой встрече, попросите показать вам лицензию, эта страховка не помешает, потому что как и в России, в США встречаются мошенники.
      Желательным документом, которым вы должны поинтересоваться, является допуск к работе с иностранцами, так называемый SIPS (Cеrtifiеd Intеrnationфl Prоpеrty Spеtialist), наличие данного сертификата предполагает, что вам как иностранному гражданину будет предоставлено обслуживание на вашем языке.
      Для того чтобы быть уверенными в том, что вы всё правильно поймёте в документах и в том, что вам будут говорить, озаботьтесь поиском риелтора, говорящего русском языке. Это сегодня не является проблемой, выбор можно сделать по интернету. Российские граждане часто покупают недвижимость в США, поэтому появилось много агентств, где предусмотрено обслуживание русскоязычных покупателей.
      Поинтересуйтесь вопросом о комиссионных. Как правило, покупателя они не касаются: большинству риелторам их платит продавец, но имеются конторы, где могут быть предусмотрены комиссионные и для граждан, приобретающих объект. Это зависит от географии, статуса жилья, внутренних правил компании.
      Все риелторские агентства, работающие на законных основаниях, выполняют свои обязанности честно. В этом вы можете не сомневаться, но они будут работать не только с вами и защищать ваши интересы, а создавать выгодные условия и для продавца. Это нужно учитывать в достижении компромисса при сделке и не ждать явного преимущества в вашу пользу.
      Перед тем, как прийти на встречу с риелтором, желательно просмотреть в интернете хотя бы цены по штатам. Чтобы не получилось так, что вы, имея скромные возможности, дадите задание искать вам квартиру в центральных штатах. Вы потратите время риелтора и свои деньги и ничего подходящего не найдёте. Поэтому заранее говорите своему агенту о том, на какую цену вы рассчитываете приобрести жильё.
      Для вашего спокойствия, необходимо узнать о сопровождении вашего заявления, сделки, а также вариантах расчёта. Не соглашайтесь переводить деньги на трастовые счета, удалённые покупки не всегда заканчиваются благополучно. Здесь есть определённые риски. При удалённом совершении сделки, вы должны доверять своему риелтору как себе самому. Таких агентов выбирают только по рекомендации близких вам людей. Тем не менее, подобные сделки совершаются через посольство Соединённых Штатов, и вы отслеживаете ход вашей покупки по интернету.
      Вы можете заменить риелтора, если выяснится, что он своевременно не посылает вам рассылок с материалами о предложениях подходящего жилья или не выполняет всех обязательств по продвижении вашего запроса. Предусмотрите такой пункт при заключении договора об услугах риелтора, это обеспечит вам только справедливые траты.  
    • By Виктория хх
      Существует ли регламентация работы риэлтора, какие пункты должна включать должностная инструкция? Какие есть мнения на этот счет?
    • By Виктория хх
      Падение спроса на аренду офисов, тем более большой площади, превращается в стабильный тренд из-за того, что удаленная работа оказалась эффективной и, врядли, даже с "падением короны", то бишь - окончанием пандемии, все вернется на круги своя и офисный планктон будет вновь скученно работать в одном помещении. Ведь, как показала практика, такой необходимости нет. Работа, не выходя из дому, удобна всем и во всех отношениях, как работнику так и работодателю. Хотя, предполагаю, что есть и иное мнение по этому поводу, но факт остается фактом: желающих снять офисы поубыло, а тех, кто отказывается от офиса или, по крайней мере, готов существенно сократить его площадь, поприбавилось. Коллеги, что думаете по этому поводу?
×