Александр12345 Опубликовано 6 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2015 Цитата Вроде порешали, что она мать трёх сестёр, не? Не совсем так. О том, что царю Бабариха приходится тещей, это самое распространенное толкование. Есть и другие варианты: Интерефейс подсказывает мне, что пора ответить на свой вопрос. Ну что ж, не буду вредничать. Переношу сюда "статью", впервые опубликованную на gramota.ru с небольшими дополнениями. Ещё о Бабарихе. Я над этой Бабарихой и её проделками уже лет, почитай, сорок задумываюсь. Сначала от скуки, с появлением Интернта - достаточно серьёзно. Нетипичный она персонаж, каких немного у Пушкина, непонятный ни изначально, ни после всех прочтений. Расшифровка имени, возможно, дала бы ключ к разгадке всего характера. Когда-то я натолкнулся на расшифровку пушкинских записей народных сказок. Там и про Балду, и про Спящую Царевну немало любопытного, но про персонажей "Сказки о Салтане..." то ли ничего конкретного, то ли вообще ничего, не помню уж сейчас. Хотя сам Салтан явно восходит к арабскому султану (проникшему ещё и в тюркские), а Гвидон - к итальянскому Guido (видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима). А вот о такой родной Бабарихе - почти полный туман. Год назад в инете случайно натолкнулся на такой вот текст. Очевидно, было не сохранившееся до наших дней слово бабара (или бабар), от которого и образовалось слово "бабариха", то есть "жена бабаря". Очень распространено прозвища женам по иненам мужей (Прониха, Данилиха). по данным Доктора филологических наук А. СУПЕРАНСКОЙ. Увы, первоисточник оказался вне результатов моих поисков. Я попросил помочь посетителей "грамотного" форума - в результате были сформулированы еще две гипотезы, которые, впрочем, не слишком правдоподобны. На всякий случай воспроизведу тезисно все известные мне утверждения в отношении сватьей бабы, представляющие какой-то интерес. "Бабариха" не придумано Пушкиным. Она изредка встречается в литературе вплоть до XIX века. Значение примерно то же, что в "Сказке". Вредноватая старушка. Происхождение иногда связывают с "варвар", но вряд ли. Бабариха - от собственного якобы украинского имени Бабар, то ли тюркского, то ли иранского происхождения, которое рассматривают как фонетический фариант слов бабр, бабур - тигр. Вряд ли. Имя такое, если и существовало, то было редчайшим. Весьма вероятно, что "Бабариха"- фонетический вариант нецерковного имени-прозвища Боборыка, от основы, означающей рыбу с большой головой. Другой вариант связывают с "бобылиха", но это возможно только в переносном значении, всё-таки у неё, похоже, были дети. А вот диалектное "боболиха" - неряшливая, грязная старушка - вполне подойдёт. Вышеприведенная версия Суперанской. Никаких обоснований автор не приводит. Сомнительно. Известный "грамотный" форумчанин adada связал "бабариха" с гипотетическим баба+арь/арка, каковым словом могли бы называть повитуху. Крайне сомнительно. Кстати о детях. "Сватья баба" и "но жалеет он очей//старой бабушки своей" заставляют ломать голову не одно поколение доморощенных и вполне маститых серьёзных исследователей. Поэтому "до кучи" даю известные соображения, включая взаимоисключающие и даже внутренне противоречивые. Бабушка - не обязательно кровная родственница во втором колене. Но если она, то помимо прямого значения "бабка по отцу или матери" (она вероятно и была бы "бабкой") может быть просто любой престарелой родственницей. "Своей" здесь не добавляет ясности. Такую родственницу тоже могли назвать "своей". Бабушка - ещё и мать или бабка кормилицы. Сватья - совсем не "сваха". Это мать одного из супругов по отношению к родителям другого. Сейчас эти значения сильно смешались, у "сватьи" появилось второе, просторечно-разговорное значение "сваха" и наоборот. Но во времена Пушкина, похоже, до этого было ещё ой как далеко. "Сватья баба" даёт абсолютный простор для домыслов. От полного синонима "сватьи" или жены свата (в обоих значениях: отец супруга сына или дочери или лицо, занимающееся сватовством), до "сватьи" во втором или даже третьем поколении, т.е. матери или бабушки сватьи. Самое вкусное: анализ пушкинского текста. Даю только одну версию, наиболее для меня убедительную. Копирайты частично мои, остальное - выжимка из разных источников. "Сватья" баба всегда поминается в связи и близости двух неудавшихся царских невест, приставленных высочайшей волей к холстам и борщам. Логично предположить, что она их мать (или менее вероятно - другая родственница). Тем более, что размякший монарх под конец отпускает всех трёх восвояси. Это вполне согласуется с версией, что "сватья баба" доводится Гвидону родной бабкой. А вот Салтану этот персонаж приходится... тёщей. Что многое, конечно, объясняет, но только не странную нелюбовь старухи к одной из своих дочерей, да ещё так высоко взлетевшей. Вариант Золушки или "стариковой дочки" тут не проходит, мы приняли, что Гвидону-то она - родная бабка. Так, может, всё-таки не совсем родная? "Бабушкой" ей это быть не помешает. Бабушка - вообще любая престарелая родственница. А вот "сватья баба" плохо объяснима. Русские семейные термины позволяют не различать точного родства супруга по отношению к семье другого (сравните: "зять" и "невестка" употребимо по отношению ко всей семье супруга). А вот для обратных отношений всё очень регламентировано. Всякие шурины-золовки-свояченицы жестко привязаны к конкретному свойственнику (родственнику из семьи супруга). Сестру или тётку родителя супруга вряд ли назовут тем же термином, что и жену этого родителя. Всё-таки баба - жена. Но чья? И тут возникает совершенно невероятное на первый взляд предположение. А не мать ли она первой, вероятно умершей, жены Салтана? Салтану она приходится экс-тёщей, Гвидону - этакой "внучатой мачехой" (вполне себе бабкой), по отношению к молодой царице совмещает роли свекрови и мачехи. Хуже, как говорится, быть не может, потому что некуда. И термин "сватья баба" очень даже хорошо ложится в этот ряд. После смерти гипотетической первой жены Салтана, экс-тёща ему никто более. Только жена бывшего свата его, Салтанова, отца. В момент той, первой, свадьбы - ещё, видимо, царствующего монарха. Семьдесят седьмая вода на киселе, а не бросишь. Сложновато, конечно, для стилизации простой крестьянской сказки, но чего только у Пушкина не бывает. Но почему Пушкин ни словом о том не обмолвился? Выскажу совершенно уж крамольное предположение. Вся эта сказочная канитель Бабарихи и Салтана сильно смахивает на постоянные сплетни вокруг Императорской семьи, начиная с непростых отношений Екатерины и Павла. Гвидон же вполне годится на роль Александра Благословенного, Царица - любимой народом Вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны (жены, потом - вдовы Павла). Все гипотетические "прототипы" этой истории к моменту написания сказки уже отошли в лучший мир, но память общества была сильнее. И общество вполне могло понять невиннейшую добрую сказку как карикатуру, к чему Пушкин, понятно, отнюдь не стремился. Некоторые совершенно явные и даже вопиющие нестыковки могли объяснить сознательным туманом автора. А уж указание, что Гвидон - не родной внук Бабарихи, отмело бы последние сомнения. Ибо оно, это самое консервативное общество первых лет царствования Николая вполне позволяло себе почти открыто сомневаться в биологическом родстве как Павла, так и Александра со своими венценосными "отцами". Величайший из скандалов был бы обеспечен. удалено "Не важно как вы старались, как вы устали, сколько потратили сил и эмоций, - это никого не волнует; нам платят за результат, мы предоставляем услуги авансом и зарабатываем только в случае успешного завершения заказа". М.Р. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Natasha2015 Опубликовано 6 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2015 Мне кажется, Бабариха - мать трех сестер, младшая из которых - падчерица, т.е. не родная дочь Бабарихи. Потому-то Бабариха и не любит, и пытается сжить со свету нелюбимую дочь и внука, что счастье в виде Салтана досталось ей, падчерице, а не одной из родных дочерей. "Золушка", в общем))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Natasha2015 Опубликовано 7 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2015 А теперь учим Пушкина "Зима, крестьянин торжествуя..." Будем объяснять ребенку значения слов дровни, кибитка, облучок, кушак... Не расслабляемся)) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Александр12345 Опубликовано 7 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2015 Петя и Пушкин Сергей Чупеев - Двойка! Сядь на место, Петя, - Стыдно Пушкина не знать. Ржут, хохочут злые дети: - Пётр, веди-ка в школу мать. Пётр смущён, ему неловко: Всё! – прощай, велосипед. - Что ж не выручил ты, Вовка, Ты ж мне брат почти – сосед. Вове Петю очень жалко: - Друг, меня подвёл Евгений (Женю сбила с толку Алка), Он сказал, что Пушкин – гений. Прав Евгений, спору нет. Только вот не знал наш Вова – Пушкин – гений, как поэт. Он – великий мастер слова. "Не важно как вы старались, как вы устали, сколько потратили сил и эмоций, - это никого не волнует; нам платят за результат, мы предоставляем услуги авансом и зарабатываем только в случае успешного завершения заказа". М.Р. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гелла Опубликовано 16 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2015 Кстати, о творчестве Пушкина, вернее о его влиянии на развитие речи у детей. В научной среде бытует мнение о том, что Пушкина малышам нужно читать с младенчества. Детишки, которым читают Пушкина, как правило рано и четко начинают разговаривать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Natasha2015 Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Да, это факт. С младенчества читала дочке Пушкина. Итог - в 2,5 года она рассказывала "У Лукоморья". Разумеется, на своем "детском" языке - не выговаривая часть звуков, но наизусть. А в школе этот отрывок учат только во 2 классе. Многие стихи Пушкина (и не только его) помнит с тех самых младенческих времен, поэтому учить их труда не составляет. Очень любит читать. Говорить начала рано (в сравнении с большинством детей ее поколения). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гелла Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Вообще детей можно на народных сказках воспитывать. Самое главное при этом не переборщить. Некоторые все-таки не подходят. Как-то еще во времена СССР схватила с полки в магазина русские народные сказки в обработке Афанасьева. Когда дома открыла и читать начала, то сразу поняла, что это детям даже показывать нельзя. Одна Курочка-ряба чего стоит... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
OksanaR Опубликовано 19 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2015 По моему литература для детей должна быть как можно более разнообразной, не только сказки Пушкина. У меня ребенок в три года помимо сказок и детских стихов, очень любит рассказы К. Паустовского, Э. Успенского "Дядя Федор", Ю. Коваль "Приключения Васи Куролесова". А "Денискины рассказы" В. Драгунского просто обожает, за уши не оторвать))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гелла Опубликовано 20 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2015 Одни из моих знакомых рассказы про мальчика Яшу Э.Успенского на дух не переносит и даже его разноцветную семейку (осьминожков) считает вредной литературой. А мне лично обработка Афанасьева как-то не очень. Вот специально нашла выдержку из Курочки привожу полностью: Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Natasha2015 Опубликовано 22 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2015 Мой ребенок с довольствием читает и перечитывает Носова, Драгунского, Зощенко, Сергея Козлова (про ежика),Ирину Пивоварову ("О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса"). Очень понравилась книга "Сережик" Елены Ракитиной. Хорошие иллюстрации и книга очень интересная и поучительно-философская, для детей 5-8 лет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения